В октябре 2008 года исполнилось десять лет одному из наиболее боевых отрядов по борьбе с терроризмом - Центру специального назначения ФСБ России. На его счету нейтрализация таких знаковых фигур «долларового джихада», как Салман Радуев, Арби Бараев, Абу Умар, Абу-Хавс, Шамиль Басаев, Аслан Масхадов.

Мобильный «кулак»

До начала второй чеченской войны оставался неполный год, когда 8 октября 1998 года по инициативе тогдашнего директора ФСБ Владимира Путина было при­нято решение о создании мобильного «кулака» - в целях усиления силового бло­ка ФСБ. Последующие события в стране и мире полностью подтвердили правиль­ность и, что главное, своевременность принятого решения.
Центр формировался на базе двух боевых управлений - «А» и «В», или «Альфы» и «Вымпела». В короткий срок были образованы все необходимые структуры - штаб, отдел кадров, секретариат, финансово-экономическое отделение, отдел ох­раны и служба обеспечения.

Специализацией сотрудников «Альфы», как и раньше, является нейтрализация террористов, захватывающих воздушные и водные суда, наземный транспорт, а также удерживающих заложников в зданиях. У сотрудников «Вымпела» несколь­ко иная задача - обезвреживание террористов на ядерных и стратегически важ­ных промышленных объектах. По прошествии десяти лет, подчеркивают в Цен­тре, каждому из двух управлений удалось в рамках единой структуры сохранить свой почерк и заложенные традиции. Особенно это касается «Альфы», где не произошло болезненного разрыва по­колений, в отличие от «Вымпела», переданного после событий октября 1993 года в состав МВД.

16 июля 1999 года, незадолго до вторжения в Дагестан банд Хаттаба и Ш. Басаева, приказом директора ФСБ была создана Служба специальных операций, которая структурно вошла в состав ЦСН. Ее основное назначение - работа по незаконным вооруженным формированиям, преступным авторитетам, торговцам оружием и наркобаронам.

Начальником Центра специального назначения является Герой России генерал-полковник Тихонов Александр Ев­геньевич, назначенный на эту должность Указом Президента России Б.Н. Ельцина 22 октября 1998 года.

За десять лет на плечи сотрудников ЦСН выпала тяжелая задача по борьбе с международным терроризмом на Се­верном Кавказе и за его пределами. Работая вахтовым методом, от командировки до командировки, практически весь его личный состав прошел северокавказские «университеты». Подобным образом сотрудников Группы «А» по приказу председателя КГБ В.М. Чебрикова в 1983-1987 годах пропустили через горнило Афганистана. Правда, то­гда это называлось «боевыми стажировками».

Первая операция, в которой участвовали сотрудники Центра, - отражение агрессии банд «моджахедов», вторгшихся в Дагестан летом 1999 года с территории Ичкерии. Бойцы «Вымпела» действовали в Ботлихе и других местах, уст­раивая снайперские засады и нанося огневое поражение боевикам. Ну а дальше для всего Центра началась вторая чеченская кампания.

Кроме того на счету спецназа ФСБ охрана первых лиц на территории Чеченской республики, а также десятки успеш­но проведенных операций против бандитских формирований и конкретных полевых командиров «чеченского джиха­да». Среди них - филигранное задержание Салмана Радуева, главаря «армии генерала Дудаева», произведенное сводной оперативно-боевой группой ЦСН в поселке Новогрозненский в 2000 году, и ликвидация Аслана Масхадова в марте 2005 года - в райцентре Толстой-Юрт.

Вне Чечни настоящей классикой стал «снайперский штурм» междугородного рейсового автобуса «Икарус», осуще­ствленный летом 2001 года в аэропорту Минеральных Вод сотрудниками «Альфы». Террорист был уничтожен, никто из заложников не пострадал.

Незадолго до этого, в сентябре 2000 года, была проведена успешная спецоперация в поселке Лазаревском Красно­дарского края, где вооруженные бандиты захватили в заложники строителей частной гостиницы. Они забросали гра­натами двор перед зданием, требовали большую сумму денег и самолет. Ситуацию удалось разрешить без приме­нения силы благодаря мастерству переговорщиков ЦСН. В результате террористы освободили заложников и сда­лись. Операцией руководил начальник Центра генерал-полковник Тихонов.

Высочайшей проверкой на прочность, профессионализм и силу духа стали события в Театральном комплексе на Дубровке. Благодаря действиям бойцов «Альфы» и «Вымпела», прошедших по лезвию бритвы, заложники были ос­вобождены, а террористы ликвидированы.

На следующий день после освобождения заложников «Норд-Оста» сотрудников «Альфы» и «Вымпела» пригласил в Кремль Владимир Путин. Случай беспрецедентный: Ельцин никогда - даже в кризисные дни августа 1991-го и октяб­ря 1993-го - не принимал в своих апартаментах рядовых спецназовцев. Не жаловал их и Горбачев. Прежние вожди предпочитали общаться только с генералами. Бойцы Центра прибыли к президенту в полном составе в костюмах и при галстуках.

Никто в тот момент не мог, естественно, предположить, что впереди спецназ ФСБ и страну в целом ожидают не ме­нее драматические события - захват школы № 1 в городе Беслане, осуществленный по приказу Масхадова и Ш. Ба­саева. И самопожертвование бойцов с литерами «А» и «В».

В настоящее время Центр спецназначения, дислоцированный на юго-западе Москвы (объект «Прибой») и подмос­ковном городе Балашиха, состоит из четырех боевых структур. Кроме управлений «А» и «В» и Службы специаль­ных операций создано подразделение с постоянным местом дислокации на Северном Кавказе. Свою оперативно-боевую работу он осуществляет в тесном взаимодействии с Управлением авиации ФСБ. Особая статья - вклад ме­диков Центра, чьими умелыми и мужественными руками сохранены многие жизни и судьбы.

За десять лет сотрудниками Центра проведено свыше 2500 боевых мероприятий по освобождению заложников, ней­трализации главарей бандформирований, пресечению каналов незаконного сбыта оружия и наркотиков, охране руко­водства страны. Шестнадцать офицеров и прапорщиков удостоены звания Героя России (восемь из них - посмерт­но), более 1500 раз им вручались ордена и медали.

Базовые принципы

Желающих попасть на службу в Центр очень много. Отбор строгий: в первую очередь в ЦСН ориентируются на лю­дей, которые уже зарекомендовали себя профи в одной из областей специальной подготовки, имеющих боевой опыт и хорошее военное образование, а также на выпускников вузов Министерства обороны, внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ и Рязанского училища ВДВ. При этом в Центре занимаются подготовкой профес­сионалов таких категорий, которых могут вырастить только сами, - снайперов, парашютистов и боевых пловцов.

Помимо физических данных особое внимание обращается на высокие морально-психологические качества. Прихо­дя в одну из структур Центра, кандидат должен быть готовым, если того потребуют обстоятельства, отдать свою жизнь, спасая жизни заложников. Процесс изучения длится минимум год-полтора, отсев очень большой.
В основе подготовки сотрудников ФСБ находится сплав элементов боевых искусств, отобранных практикой. В его состав входят рукопашный бой, бокс, самбо, дзюдо и некоторые элементы каратэ. Инструкторы Центра вниматель­но отслеживают современные тенденции развития и творчески используют те из них, которые могут обеспечить наи­большую эффективность в оперативно-боевой работе. Примерно в половине операций, проведенных сотрудниками Центра, успех решался как раз благодаря мастерскому владению приемами рукопашного боя.

Что касается огневой подготовки, то она имеет ярко выраженный прикладной характер. Акцент делается на выработ­ку устойчивых навыков стрельбы в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям. Уровень подготов­ки сотрудников ЦСН позволяет им занимать призовые места на всероссийских и международных соревнованиях, а также эффективно решать весь спектр оперативно-боевых задач. В 2006 и 2007 годах сотрудники Центра выигрыва­ли и становились призерами чемпионатов мира и Европы по стрельбе из снайперской винтовки.

На становление молодых сотрудников нацелена вся система подготовки. Ею занимаются руководители всех уров­ней и инструкторы. Она включает в себя, помимо иных аспектов, институт наставничества, прохождение различных учебных сборов, занятий и получение хорошей оперативной подготовки в учебных центрах и заведениях ФСБ. Од­на из главных задач, которую ставят в Центре, - не только научить классно стрелять и владеть приемами рукопашно­го боя, но прежде всего осознанно действовать в составе подразделения.

Один из традиционных вопросов, задаваемых командирам спецназа ФСБ: сколько времени требуется, чтобы из но­вичка вырастить настоящего профессионала? В прежние годы ответ был таков: пять лет. Сейчас профессиональное становление происходит гораздо быстрее: такова специфика! Последние десять лет Центр непрерывно участвует в специальных операциях на Северном Кавказе, что сказывается на качественном уровне личного состава.

Решающую роль при выполнении боевых задач играет психологическая подготовка. Это во время Открытого чем­пионата ФСБ России по рукопашному бою, посвященного десятилетию ЦСН, подчеркнул в интервью прессе на­чальник ЦСН Герой России генерал-полковник Александр Тихонов: «Вопросы психологии стоят на первом месте, да­же по сравнению с вопросами вооружения и экипировки. Психологическая готовность офицера спецназа эффектив­но действовать в обстановке, которая постоянно развивается и непредсказуема, является решающим фактором для успешного выполнении поставленной задачи».

«За эти годы было проведено большое количество специальных операций, в том числе и по освобождению заложни­ков. Среди них известные и малоизвестные операции, в которых происходила закалка офицеров и где Центр наби­рал свою мощь. Самое главное, что все эти годы мы совершенствовали тактику проведения спецопераций, повыша­ли уровень профессионализма, в том числе психологическую подготовку сотрудников», - отметил руководитель Цен­тра.

На «Прибое» и в Балашихе выработаны критерии боеготовности как Центра в целом, так и каждого подразделения в отдельности. Они заключаются в укомплектованности личным составом, наличии необходимого количества вооруже­ния, снаряжения, средств связи, высокой профессиональной выучке сотрудников и слаженности подразделений, здоровом морально-психологическом климате в коллективах, отлаженном устойчивом управлении, высокой мобиль­ности.

Комбинированный штурм

Во время проведения крупных спортивных соревнований боевики одной из международных террористических орга­низаций захватили команду и выдвинули неприемлемые требования, угрожая уничтожением заложников. В это же время вторая группа террористов захватила в заложники пассажиров городского автобуса, чтобы отвлечь силы и средства правоохранительных органов.

Для выполнения поставленной задачи Центр специального назначения ФСБ задействовал парашютистов, специали­стов-высотников, подразделения снайперов, инженерно-технические и другие подразделения, а также бронетехнику и два вертолета Ми-8 Управления авиации ФСБ. Руководством ФСБ было принято решение о штурме квартиры на пятом этаже двенадцатиэтажного дома, где террористы удерживали заложников.

Такова была легенда для показательных выступлений спецназа ФСБ перед участниками и гостями VII Международ­ного совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов по вопросам борь­бы с терроризмом, а также трех международных организаций: Контртеррористического комитета Совета Безопасно­сти ООН, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества и Антитеррористи­ческого центра СНГ. Совещание проходило в конце марта 2008 года в столице Югры - городе Ханты-Мансийске. По­смотреть действительно было на что: одно дело - читать скупые строчки газетных сообщений об освобождении за­ложников, и совсем другое - воочию увидеть, как действуют спецназовцы в реальных условиях. А условия были максимально приближены к боевым.

Парашютисты первой группы с высоты в полтора километра совершили прыжки с вертолета Ми-8 на крышу 12-этажного жилого дома и обеспечили высадку основной штурмовой группы со второй вертушки, зависшей над кры­шей здания. Зрители могли наблюдать, как бойцы с управляемыми парашютами заходят на цель и насколько сло­жен сам прыжок и точность приземления из-за сильного порывистого ветра. Кроме того, крыша здания имела боль­шое количество выступов, что оставило парашютистам только две маленькие площадки для приземления.
В это же время вторая группа спустилась точно на крышу по веревочной лестнице со второго вертолета Ми-8. Пред­ставителям спецслужб 54 государств были показаны возможности спецназовцев-высотников, которые по стенам пе­реместились на нижние этажи. Был продемонстрирован и такой зрелищный элемент, как «живая лестница»: спецна­зовцы, выстроив живую цепочку, забрались на высоту пятого этажа.

После команды «Штурм!» одновременно со всех сторон начался комбинированный штурм захваченной квартиры. Окна в ней были выбиты направленными взрывами и вылетели вместе с рамами. Как потом пояснили, против таких взрывов не устоит никакая железная решетка. В результате в считанные секунды террористы были уничтожены, за­ложники - освобождены. В то же время в другом конце города проводилась операция по освобождению пассажиров рейсового автобуса. Он был неожиданно блокирован бронетехникой, а из появившегося грузовика посыпались бой­цы в масках. Несколько мгновений - и эта часть террористов разделила участь своих сообщников.

Ночной бой

Одна из операций, проведенная Центром незадолго до его десятилетия, в отличие от многих иных мероприятий по­пала в центральную прессу. В ночь на среду 17 сентября 2008 года в предгорном Сулейман-Стальском районе Даге­стана в засаду, устроенную сотрудниками ЦСН, попала банда Закира Новрузова. Террористы передвигались на мик­роавтобусе «Газель». Бойцы спецназа ФСБ заняли позиции на автодороге недалеко от селения Цмур. В результате столкновения главарь и десять бандитов были уничтожены. Смертельное ранение получил сотрудник филиала Цен­тра из Дагестана...

Охота за группой Закира Новрузова велась на протяжении десяти дней. С тех пор как в Магарамкентском районе республики в засаду, устроенную чекистами, попали несколько главарей банд, входящих в группировку «Южная». Среди них командующий Ильгар Моллачиев, носивший с октября 2007 года еще и титул амира Дагестана. (Он сме­нил на этом посту полевого командира Раппани Халилова, уничтоженного в сентябре прошлого года.) Шамиль Баса­ев наградил его высшим орденом Ичкерии за уничтожение противотанковым управляемым снарядом вертолета в Ботлихе. Тогда погиб Герой России летчик Юрий Наумов.

Несмотря на введенный в нескольких населенных пунктах Табасаранского и Дербентского районов режим контртер­рористической операции, часть подчиненных амиру Моллачиеву боевиков скрылась в местных лесах. Однако у за­гнанных в угол боевиков оставалось все меньше простора для маневра.

16 сентября оперативники получили информацию о том, что группа Новрузова и примкнувшие к нему боевики из группы Эмирбека Рагимханова (он был убит в городе Дербенте вместе с Моллачиевым) собираются сменить место дислокации. Около часа ночи на стыке границ Сулейман-Стальского и Хивского районов республики выстрелом из гранатомета была подбита «Газель» с боевиками. Оставшиеся террористы рассредоточились, отстреливаясь из авто­матов. Бой продолжался около полутора часов.

Когда почти никого из пассажиров «Газели» не осталось в живых, раненый водитель привлек к себе внимание спец­назовцев криками - якобы он являлся заложником боевиков. Однако когда двое бойцов приблизились к нему и попы­тались выяснить, кто он такой, - дал по ним очередь. Один из сотрудников ФСБ получил ранение в грудь, от которо­го скончался в больнице, другой был легко ранен. Ответным огнем «меч Аллаха» был уничтожен.

С места боя было изъято не только стрелковое оружие, боеприпасы (одних автоматов у пассажиров «Газели» было семь), солидный запас продуктов питания и религиозная литература, но и несколько самодельных взрывных уст­ройств. В планы боевиков, согласно оперативной информации, входил захват одной из сельских средних школ в Су­лейман-Стальском районе.

С момента создания Центра невосполнимые потери составляют 32 человека. В Управлении «А», если брать десять лет существования ЦСН, погибли девять сотрудников, один скоропостижно скончался на боевом дежурстве. Свой скорбный мартиролог у коллег из управлений «В» и «С».